МКОУ СОШ с.Преображенка
с.Преображенка, Катангский район, Иркутская область
  • Профилактика травматизма

    Профилактика травматизма

    Травматизм  – совокупность травм, полученных  при определенных обстоятельствах. Слово «травма»  (переводится как «рана») означает  повреждение  в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

    Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей.   Чаще травмы возникают  дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в  школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления  и отравления.

    Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление. 

    Чаще  травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще (73,3%), чем у девочек.  Травмы являются ведущей причиной смерти детей  старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей,  чем от детских инфекций. В России ежегодно от транспортных наездов погибает около 10000 детей, тонет до 3500 детей в год. Ежегодно  обращаются в травматические пункты свыше 500000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений  имеют значение  анатомо-физиологические и психологические особенности детей,   их физическое и психическое развитие, недостаточность  житейских навыков.

     Причины травм:                                        

    1. Беспечность взрослых - когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых  происходит большинство травм ребенка, из них большинство случаев дети получали травмы дома.

    2. Халатность взрослых -  невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.

    3. Недисциплинированность детей.

    4. Несчастные случаи - непредвиденные  события, когда никто не виноват.

    5. Убийства - чаще страдают дети до года.

    6. Самоубийства - чаще подростки 10-15 лет.

    7. Прочие причины

    Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений. Бытовые травмы снижаются  в школьном возрасте. Уличный  нетранспортный травматизм  обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная  транспортная травма  является самой тяжелой.

    Школьный травматизм: среди школьников большинство повреждений происходят во время перемен. Обусловлены,  в основном,  нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения спортивных упражнений.

    Существует еще одна классификация  по характеру повреждений:

    • Утопления  и другие виды асфиксий;
    • Дорожно-транспортные происшествия;
    • Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения);
    • Отравления (лекарства  из аптечки);
    • Повреждение электрическим током;
    • Огнестрельные ранения;
    • Прочие (укусы животных, инородные тела)

    Профилактика детского травматизма

    Детский травматизм и его предупреждение – очень  важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают  свободным временем, чаще находятся на улице и остаются  без присмотра взрослых. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

    Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в двух направлениях:

    1. Устранение травмоопасных ситуаций;
    2. Систематическое обучение детей основам профилактики  травматизма.

    Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя  правильно.

    Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему  правила техники безопасности.

    Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт, поэтому:

    • находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;
    • ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;
    • на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком - вас могут вытолкнуть под колеса;
    • при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

    Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

    Как уберечь детей от ожогов? Взрослым обязательно нужно обратить внимание на следующие правила и объяснить их детям старшего возраста:

    • нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами (хлопушками, петардами, фейерверками), можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;
    • ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из-под  пищевых  продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых  маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

    Важно помнить правила поведения на воде:

    - дети могут утонуть менее  чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда  не следует оставлять одних в воде или близ воды. 

    Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм  на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.

    Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Конечно, тяжело уследить за ребенком 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, но чем младше ребенок, тем важнее не выпускать его из вида. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и полностью на совести родителей. Младенец еще не знает, что такое «опасно», и объяснить ему это нельзя. Так что если малыш проглотил пуговицу или — не дай Бог! — выпал из стоявшей на балконе коляски, виноваты родители.

    Ребенок растет, начинает ходить, гулять с вами на улице, так что теперь ваша задача — максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома — спрятать от него хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чистящие средства, краски, лаки и пр.). Розетки закрываются специальными заглушками. Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.

    Кроме того, в этом возрасте нужно уже учить ребенка самостоятельно определять степень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом — порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.

    Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы - пример для своего ребенка.

    Первая помощь при травмах

    Первая помощь при переломах, ушибах, растяжениях и вывихах:
    1. создать покой для поврежденного сегмента (конечности)- бинтовая повязка, иммобилизация (создание неподвижности) подручными средствами.
    2. Охлаждение поврежденного сегмента. (Вода, лед, замороженный продукт…)
    3. Снижение травмы психики ребенка – успокоить ребенка, не создавать «ажиотаж», действовать спокойно, но быстро и четко.
    4. Доставить ребенка к врачу (вызвать скорую помощь) при необходимости.

    Первая помощь при ранах:
    1. Остановить кровотечение из раны методом наложения бинтовой повязки или кусочком чисткой ткани.
    2. Охлаждение поврежденного сегмента
    3. Обратиться к врачу.

    Первая помощь при ожогах:
    1. Охладить поврежденный участок (Вода, лед, замороженный продукт)
    2. Наложить стерильную салфетку или чистую ткань на место ожога
    3. Обратиться к врачу.

    При укусах животных:
    1. Промыть рану с мылом
    2. Обработать края раны бр. зеленью («зеленкой»)
    3. Обратиться к врачу.

    Итак, общие принципы оказания первой помощи при травмах у детей:
    1. Создать покой поврежденного участка различными методами бинтования или положением
    2. Охладить по возможности поврежденный участок.
    3. Вот теперь можно поспешить в травм пункт, где врачи определят степень повреждений и проведут необходимое лечение, чтобы ребенок был опять здоров и счастлив.

    Профилактика травматизма

    В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

    Опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности. В первую очередь, родители не должны забывать, что дети требуют особого внимания: они очень подвижны, активны, любознательны, часто недооценивают степень опасности и переоценивают собственные возможности. Ниже перечислены основные мероприятия, которые помогут снизить вероятность травм у детей.

    Общие мероприятия:

    • Контроль (но не надзор!) за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под ненавязчивым присмотром взрослых.
    • Беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований ("Нельзя!", "Не трогай!"), а в форме доступного объяснения ("если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь — это очень больно и очень мешает; поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами"). Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок; "упадешь!" "ударишься!". Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: "Смотри под ноги", "Будь внимателен!"
    • Формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия
    • •Развитие ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики
    • Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост гармоничное физическое и психомоторное развитие.

    Дома:

    • Стеклянные межкомнатные двери, дверцы шкафов а также двери и дверцы со вставками из стекла должны быть устроены или защищены так, чтобы ребенок не смог разбить стекло при прямом ударе, при сильном открывании или закрывании.
    • Горячие кастрюли на плите, включенные конфорки, передние панели газовых плит и электроплит, горячий утюг могут стать причинами ожогов и у детей до 3 лет, и у дошкольников
    • Для профилактики ожогов кипятком родители должны контролировать и регулировать температуру воды, вытекающей из бытовых водопроводных кранов (когда ребенок принимает душ, моет руки, умывается), особенно зимой.
    • Все выключатели, электрические звонки и прочие электрические устройства, с которыми ребенок начинает обращаться, должны быть исправны. Электрические розетки в доме должны иметь надежные заглушки. Это не только предохраняет малыша от электротравм, но и воспитывает в нем уважительное отношение к электричеству
    • Дошкольников (5-6 лет) нужно постепенно знакомить с правилами обращения с электроприборами. Ребенок должен видеть, что родители всегда соблюдают технику безопасности, включают и выключают приборы только сухими руками, аккуратны при обращении с электрическими розетками (в том числе придерживают пластмассовые короба розеток, когда вставляют и вынимают электрические вилки). Самостоятельно (без контроля взрослых) ребенок пользоваться электроприборами пока не может.
    • У открытых окон ребенок может находиться только под присмотром взрослого.  
    • Шкафы, полки и прочая мебель должны быть прочно закреплены (частая причина травм – опрокидывание шкафа при открывании дверцы). Статуэтки вазы, стеклянную посуду следует устанавливать так, чтобы ребенок во время игры не мог их случайно уронить.
    • Необходимо, чтобы ребенок учился правильно вести себя за столом пользоваться столовыми приборами, знал, что выходить из-за стола во время еды не только некультурно, но и опасно (пища может "попасть не в то горло"). Во время еды недопустимы шалости и игры!
    • Все лекарственные препараты, в том числе такие "безобидные" как йод, зеленка должны быть надежно убраны. К опасным местам хранения лекарств относятся сумочки, холодильники и полки в ванной комнате.  
    • •Средства бытовой химии, удобрения, химикаты (пестициды, гербициды и т.д.), краски, растворители и другие ядовитые, токсические, едкие взрывоопасные вещества должны храниться так, чтобы ребенок не мог получить к ним доступа.
    • Нужно учитывать, что причиной отравления ребенка могут быть вещества как столовый уксус, питьевая сода, а также шампуни, декоративная косметика. Все эти средства не должны быть доступны ребенку.
    • Алкогольные напитки следует хранить в недоступных детям местах.

    На улице и во дворе: 

    • Во время прогулки нельзя оставлять ребенка без присмотра взрослых.
    • Ребенок должен усвоить правила поведения на качелях (держаться обеими руками, сидеть в центре сидения, не пытаться слезть или, тем более, спрыгнуть, до полной остановки), на горке (не съезжать с горки вниз головой, следить за движениями других детей).
    • Следует познакомить ребенка с правилами дорожного движения Дошкольник должен понимать, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, лучше – регулируемому – на зеленый сигнал светофора, предварительно убедившись, что в непосредственной близости от "зебры" нет движущихся автомобилей. Родители должны обязательно выполнять правила дорожного движения сами (и как пешеходы, и как автомобилисты), помнить, что ребенок копирует их поведение.
    • В автомобиле ребенок может ездить только при наличии специального детского кресла (средства ограничения подвижности ребенка в автомобиле) Рекомендуется, чтобы во время поездки ребенок находился на заднем сидении автомобиля. Необходимо объяснить малышу значимость средств безопасности (кресло, ремень, подушка безопасности) для защиты от транспортных травм.

    Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie